Мой сайт
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Февраль » 13 » Когда рассматриваешь происхождение и значение имени древнерусской богини Макошь, то открываются разрушительные
05:31

Когда рассматриваешь происхождение и значение имени древнерусской богини Макошь, то открываются разрушительные





происхождение слова ячмень

§2. Макошь.

Когда рассматриваешь происхождение и значение имени древнерусской богини Макошь, то открываются разрушительные последствия принятия христианства на Руси для верований наших предков. Весь пантеон языческих богов был разрушен до основания. Осколки прежних верований ещё долго жили в среде простого народа, но это были всего лишь осколки. Забылись имена богов, их облик, место в пантеоне, их статус, их функции и влияние на жизнь людей. Богиня Макошь в разных землях восточных славян стала именоваться Мокошь, Макешь, Мокуша, Макуша. Нет приемлемой этимологии имени Макоши, нет единого мнения среди исследователей даже по орфографии имени: Макошь или Мокошь. Отсюда и начинаются варианты происхождения имени, раз Мокошь, значит, от слова мокнуть или соотносят с финским племенным названием мокша. Но у мордвы нет такого божества. Далее по нисходящей: знахарка, русалка, льняница и т.д. до полного исчезновения этой богини из письменных памятников. При попытке объяснить значение имени богини проходят мимо более значимых свидетельств. Например, значение слова «кошь» - корзина для зерна, плетеный возок для снопов (они известны со времен энеолита); «кошьница», «кошyля», «кошелка», «кошель» – различные, обычно плетеные, емкости для зерна, хлеба. С принятием христианства часть функций Макоши была передана Параскеве Пятнице, которая затем полностью вытеснила Макошь из памяти народа. Известно, что Пятнице иногда посвящали первый сжатый сноп. Очень наглядны вышивки на полотенцах Севера, где Макошь изображена вместе с двумя женщинами, сидящими на конях, сзади их изображены сохи. Эти свидетельства более убедительно говорят о древности земледельческого образа Мокоши, чем о пряхе или русалке. Не будем углубляться во все спорные вопросы о Мокоши.

Вот что пишет академик Б.А.Рыбаков: «Макошь – женское божество, оно является одним из наиболее загадочных и пpотивоpечивых. Упоминания этой богини встречаются во многих источниках, но они очень отрывочны и кратки. Мы даже не можем ответить на вопрос о географическом диапазоне её культа, а ведь в зависимости от того или иного ответа определяется возможность опускания образа божества на пpаславянскyю глyбинy: если данное божество известно многим славянским народам, то можно допустить его древнее, праславянское происхождение, если же культ божества с таким именем географически ограничен, то следует осторожнее относиться к его yдpевнению. Впрочем, в последнем случае следует допустить возможность позднейшего изменения имени божества при древности самой идеи»1.

Всё правильно. И если Б.А. Рыбакову не удалось опустить образ божества Макошь на праславянскую глубину, то попробуем сделать это мы.

1. Первая ошибка интерпретаторов имени богини состоит в том, что они рассматривают чисто слово «кош», не допуская мысли, что оно может быть несколько другим. «Кош» - это акош и при ма-акош происходит слияние начального гласного второго слова с конечным гласным первого слова. В грамматике древнегреческого языка это правило чётко выделено. Значит, нужно искать значение слова акош, но не тюркское кош.

2. Теперь мы вернёмся к гипотезе Маннхардта о том, что имя Деметра означает Мать Ячменя, при признании ^ как - ячмень. Последующие исследователи не признали эту гипотезу правильной по простой причине – в греческом языке нет ячменя в правописании . Но и сами ничего не предложили для рассмотрения. Маннхардта можно понять, он исходил из реальных фактов, среди крестьян Европы до его времени были живы представления о Матери Ячменя, сохранялось её имя, и выполнялись ритуалы в её честь. Не хватало малого – найти древнее название ячменя в имени богини. Не удалось. Но оно было и сохранилось в сильно изменённом виде в восточнославянском языке. В древнегреческом языке есть слово – ячмень. Но авторитетные исследователи не стали рассматривать этот вариант. И напрасно. - . Лингвисты знают, что «древнее подвижное» корневое с ( в рассматриваемом случае) перед последующим глухим т () в ходе эволюции нашего праязыка стал передаваться звуком ш. Макоште (или Макошта). В каком-то ареале восточнославянского языка в имени богини был утрачен звук = те в слове кошт, при этом потеря произошла в рамках правил славянского произношения слов. Это правило с тех давних времён действует в русском языке до сих пор. Классический пример даёт произношение слова дождь до[шт’] до[ш]. К последнему шипящему в слове кош был добавлен мягкий знак , и тоже в рамках правил древнерусской орфографии. На определённом этапе развития языка в конце слова после согласных на месте ь стояли давно утраченные полноценные буквы, обозначавшие гласные звуки, т.е. глухой звук т выпал, а вместо гласного появился мягкий знак ь. Подобные же изменения можно видеть со словом вождь др.-рус. вожь, здесь утрачивается звук д; вождь воевода, где выпадает ж. См. также: мастер - др.-русск. мастеръ - «магистр ордена», но была и другая форма слова – мештеръ; др.-рус. пускавица – вид пушки пушка; лес др.-рус. лешии – лесной леший; весна вешний и т.д.

Такой путь орфографических изменений прошло имя праславянской Богини Ячменя прежде, чем оно попало в русские летописи в правописании Макошь. Но неумолимое время повлекло за собой постепенное забвение истинного значения слова –кошь в имени богини.

3. В словаре М.Фасмера: кошт - издержки, расходы, укр. кошт, блр. кошт; через польск. koszt, чеш. kot из ср.-в.-н. kost(e) содержание, издержки, и коштовать - угощать; стоить, укр. коштувати, блр. коштовацъ.

По словарю В.И.Даля: кошт – иждивение, содержание. Коштовать - вор. твр. влд. угощать, потчевать на свой счёт, содержать. Коштовка, коштуха - твр. пск. гульба, пир, пьянство.

Но эти определения слова не сразу указывают на прямые связи со значением слова –кошь в имени богини. И только слово роскошьобилие, богатство (по Далю) и значение предлога рос, означающего «сильную, высшую степень состояния» приводят к истинному значению имени Макошь – Мать обилия или Мать Изобилия. Это и подтверждается образом Макоши на Збручском идоле, где богиня изображена с рогом изобилия в руке. Но ещё нужно подчеркнуть, что Мать, войдя в четвёрку главных богов языческой Руси, дала нам свидетельство своего главенства в духовной жизни народа. Вот здесь сходятся осколки русских и праславянских представлений о Макоши. Высказанные исследователями предположения о том, что Великая Мать является Матерью Изобилия подтвердились. Нужно добавить ещё небольшое замечание. Кошь в имени богини является конечным итогом трансформации первоначального названия ячменя, но до сегодняшнего дня сохранилось и используется в славянских языках промежуточный результат трансформации – кошт (коштун, серб. коштуница).

Наша Макошь не только Мать ячменя, в широком смысле древняя богиня Мать хлеба, но и ещё более древняя Мать Изобилия, родословная которой уходит в палеолит. Безусловно, имя её за долгие тысячелетия менялось в зависимости от изменений в духовной жизни людей того времени, но основная суть богини всё это время оставалась неизменной.

3. В связи с этим мы можем уверенно «углубить» происхождение имени богини до времени миграции протогреческих племён с дунайских равнин, а это конец IV т.л. до н.э. До миграции протогреков религиозные представления праиндоевропейцев были общими и одинаковыми. Главной фигурой божественного пантеона племён была Великая Мать, в одной из ипостасей – Мать Изобилия (Кормилица). Это подтверждается знаком меандра, нанесённого на тела её статуэток (см. рис. 8. Статья «Великая Мать»). И только после распада единства Винчанской культуры начались изменения в религиозных представлениях разошедшихся народов. После миграции протогреков на территорию Греции и острова они столкнулись там с развитыми земледельческими культами и божествами народов Малой Азии и Ближнего Востока. В результате сложных и длительных пересмотров религиозных воззрений Великая Мать протогреков стала рядовой богиней земледелия (зерна), утратив функции и атрибуты Великой Матери. Возможен и другой вариант, когда образ Великой Матери протогреков слился с образом Великой Матери Реи (Кибелы). Деметра Мать Хлеба из божеств второго уровня постепенно выходила в первый ряд главнейших богинь греческого пантеона в качестве Богини плодородия и урожая. Славяне сохранили древнюю Мать Изобилия, всеобщего изобилия, как она представлялась людям со времён палеолита. Функции божеств земледелия и урожая оставили за двумя богинями Ладой и Лелей. Ныне исследователи пытаются соотнести их с Деметрой и Персефоной, как мать и дочь. Едва ли это правильно, ведь древнегреческие мифы прямо говорят, что это две равные богини, т.е. деления на мать и дочь не было, это была единая субстанция. Этот факт ещё раз указывает на то, что Деметра в начале не была Великой Матерью. Да и старинные сюжеты вышивок на полотенцах северных районов России, и другие памятники, нигде и ни разу не отметили различия Лады и Лели.

С учётом других факторов, они лежат вне нашей темы, Рыбаков Б.А. мог без колебаний опускать образ Макоши на праславянскую глубину и даже глубже - к винчанскому периоду жизни индоевропейцев (VI т.л. до н.э.).

4. В славянских языках Мать имеет первым слогом только Ма. Если мы принимаем Ма- в имени Макошь как Мать, то правописание этого имени с Мо- должно быть исключено, разве только диалектное употребление, которое должно оговариваться.

P.S. В книге Сафонова В.А. «Индоевропейские прародины» на рисунке 22 под номером 4 приведен сосуд из Лужанок. Надписи на нём, к сожалению, плохо различимы. В центральном ряду знаков есть два знака, которые, если мы правильно определили графику знаков, можно прочитать как матери (на сосуде дословно ма-три). А это говорит о том, что знак ма - меандр входил в состав винчанской письменности в виде слога СГ (см. минойскую линейную письменность А, хеттскую и лувийскую письменности).



Источник: ru.convdocs.org
Просмотров: 5468 | Добавил: lither | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Февраль 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz